Злословие, критиканство, сплетни, ложь, клевета — Светочи руководства

Материал из Бахаи Википедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

№ 304. «Сокровенные Слова» Бахауллы

Не поминай грехи других, пока сам грешен. Если преступишь заповедь сию, будешь проклят, и Я сему свидетель.[1]

№ 305. Определение злословия

Что касается злословия, т. е. обсуждения недостатков других в их отсутствие, Учение Божие высказывается по этому поводу весьма чётко. В Скрижали к одному американскому другу Учитель писал: «Злословие — худшее человеческое качество и самый большой грех, в особенности же когда оно исходит из уст верующих в Бога. Если бы люди придумали некие средства, что смогли бы навечно закрыть двери злословия, а каждый из верующих в Бога раскрывал свои уста только ради похвалы окружающим, то учение Его Святейшества Бахауллы распространилось бы повсюду, сердца бы наполнились светом, дух был бы восславлен, и человеческий мир достиг бы вечного блаженства».[2]

Бахаулла говорит в «Сокровенных Словах»: «Не поминай грехи других, пока сам грешен. Если преступишь заповедь сию, БУДЕШЬ ПРОКЛЯТ». Осуждение злословие вряд ли можно было изложить в более сильных выражениях, чем те, что звучат в этих отрывках, и потому совершенно очевидно, что одна из главных обязанностей бахаи — противостоять этой практике. Даже если то, что говорится в отношении другого лица, правда, упоминание его недостатков перед окружающими всё равно подпадает под категорию злословия и потому запрещено.[3]

№ 306. Воздерживайтесь от критиканства и злословия

Нет другого вопроса, в котором Учение бахаи было бы более решительным, чем вопрос о необходимости воздерживаться от придирок и злословия, и при этом всегда стремиться обнаруживать и искоренять свои собственные недостатки и преодолевать собственные изъяны. Если мы исповедуем верность Бахаулле, нашему любимому Учителю и нашему дорогому Хранителю, то мы должны доказать свою любовь послушанием этим ясным учениям. Требуются Дела, а не слова, и никакие самые пылкие выражения преданности и хвалы не компенсируют неумения жить в духе Учения.[4]

№ 307. Зависть и мелочность можно преодолеть только любовью и тактом

…Он предлагает Вам написать в Национальное Духовное Собрание в духе любви и сказать им, насколько Вас огорчает тот факт, что после стольких лет служения по-прежнему звучат заявления на Ваш счёт, которые Вы считаете неоправданными. Но даже если они не исключены из протоколов, это не делает их истинными или ложными. Многие записи сохраняются в протоколах просто для того, чтобы отразить все мнения; никто не выносил заключения по данному вопросу!

Единственный способ преодолеть зависть или мелочность — это любовь и такт со стороны учителя; это не те проблемы, которые могут быть решены с помощью вынесенного «решения».[5]

№ 308. Что делать с бахаи, которые своими поступками порочат Дело

Вопрос о том, что делать с теми, кто называет себя бахаи, но действуют таким образом, что это, по нашему мнению, наносит ущерб интересам Дела, весьма непрост. Если мы думаем, что можем поможет делу с помощью откровенной и дружеской беседы с этим человеком, воздерживаясь при этом от осуждения, но объясняя, как можно более учтиво, почему, с нашей точки зрения, подобное поведение вредит Делу, или почему оно относится к запрещённым Учением поступкам, то, вероятно, стоит попробовать этот подход, прежде чем прибегать к более грозным методам и доводить дело до Духовного Собрания. Но если это не помогает, или мы чувствуем, что нет никакой надежды решить этот вопрос таким образом,— и, в то же время, дело обстоит весьма серьёзно и интересы Дела требуют решительных действий, то следует вынести дело на рассмотрение Духовного Собрания... и обсудить его откровенно и подробно, приводя все необходимые для разъяснения этого вопроса доказательства. После всестороннего рассмотрения Духовное Собрание должно принять такие меры, которые оно посчитает целесообразными, и всем участникам группы надлежит в духе искренности исполнить решение, к которому Духовное Собрание придёт. Существует, конечно, право на апелляцию, то есть можно обжаловать решение Местного Собрания в Национальном, а решение Национального — у Шоги Эффенди,[6] но дело должно рассматриваться, в первую очередь, именно в Местном Духовном Собрании.

…Когда некая проблема выходит на свет божий и свободно обсуждается уполномоченной и ответственной группой людей, которые искренне желают найти наилучшее решение и свободны от предрассудков и личных мотивов, то имеется хороший шанс её преодолеть, но обсуждение чужих недостатков за спинами этих людей посторонними лицами, которые не имеют полномочий принимать соответствующие меры, есть, безусловно, одна из самых вероятных причин,— а скорее всего, и САМАЯ вероятная причина разобщённости, и все бахаи должны глубоко осознать, насколько важно положить конец такой практике.[7]

№ 309. Учитесь не обращать внимания на чужие ошибки

Что касается злословия, то Дом Справедливости указывает, что научиться не замечать пороки окружающих,— это, судя по всему, один из самых трудных уроков для людей, а неспособность сделать это становится благодатной почвой для споров между бахаи,— точно так же, как и между мужчинами и женщинами в целом. В журнале «Звезда Запада», том 8, № 10, на стр. 138, есть запись ответа, данного Абдул-Баха в частном интервью в Париже в 1913 году. Его спросили: «Как я могу научиться не замечать недостатки окружающих, если я вижу, что они ведут себя неправильно?», и Он ответил на это так: «Я скажу Вам. Всякий раз, когда Вы замечаете вину другого человека, подумайте о себе! Задайтесь вопросом: «А какова моя собственная вина?» — а затем постарайтесь исправить её. Сделайте это, когда Вас выводят из себя слова или поступки других людей. Так Вы будете расти и становиться совершеннее. Вы преодолеете себя, у Вас даже не будет времени на то, чтобы думать о недостатках окружающих…»

Вы совершенно правы в Вашем понимании важности отказа от злословия; такое поведение наносит удар в самое сердце единства общины бахаи. В письме, написанном одному из верующих от имени Хранителя, говорится: «Если мы лучше других, если мы выказываем любовь, терпение и понимание слабостей окружающих, если мы стараемся никогда не критиковать, но только воодушевлять, окружающие начнут поступать так же, и мы сможем действительно помочь Делу собственным примером и духовной силой».[8]

№ 310. Нужно, чтобы среди верующих было больше миротворцев — функция старших и более зрелых бахаи

Верующим, как Вы отмечаете, требуется не только глубокое изучение Писаний,— им нужно, чтобы среди них было больше миротворцев. К сожалению, не только люди в среднем, но и бахаи в среднем крайне незрелы; сплетни, эпатаж, критика кажутся более простым решением, чем любовь, конструктивные слова и сотрудничество. В этом состоит одна из функций старших и более зрелых бахаи,— помогать более слабым верующим сглаживать их трудности и учиться действовать и жить как истинно верующие люди![9]

№ 311. Быть снисходительными, терпеливыми и милосердными, вместо того, чтобы поддаваться злословию и критицизму

Вы просите в своём письме разъяснить смысл запрета на злословие — и, более конкретно, разрешается ли верующему в минуты гнева или депрессии обратиться к своим друзьям, чтобы облегчить душу и обсудить свою проблему в отношениях между людьми. Как правило, можно описать ситуацию, сложившуюся вокруг проблемы, и получить помощь и совет в её решении, не называя имён. Каждый верующий должен стремиться поступать именно так, неважно, советуется ли он с другом, бахаи или небахаи, или этот друг желает посоветоваться с ним.

Абдул-Баха не разрешает негативную критику других людей с упоминанием их имени в дискуссиях среди друзей, даже если критикующий полагает, что он делает это, чтобы защитить интересы Дела. Если ситуация зашла столь далеко, что это ставит под угрозу интересы Веры, Ваша жалоба, как и указало Ваше Национальное Духовное Собрание, должна быть представлена в Местное Духовное Собрание,— или, согласно Вашему собственному предложению, передана представителю института Советников, чтобы они рассмотрели её и предприняли необходимые действия. В таких случаях, конечно, придётся упомянуть имя лица или лиц, которые вовлечены в эту проблему.

Вы также спрашиваете, что нужно сделать, чтобы «справиться с депрессией и гневом в отношении кого-то», насчёт кого Вы «ощущаете самые тёплые чувства». Всемирный Дом Справедливости предлагает Вам вспомнить увещевания, содержащиеся в наших Писаниях, о необходимости закрывать глаза на недостатки окружающих, прощать и скрывать их проступки и не выставлять на всеобщее обозрение их плохие качества,— но, напротив, искать и поддерживать в них то, что достойно похвалы, и всегда пытаться быть терпеливым и милосердным. Наверняка Вам будут полезны также высказывания, подобные нижеследующему отрывку из одного из писем, написанных от имени возлюбленного Хранителя его секретарём:

« Каждый из нас несёт ответственность только за одну жизнь — за свою собственную. Каждый из нас неизмеримо далеко от того, чтобы быть «совершенным, как Отец наш Небесный совершенен», и поэтому задача улучшения собственной жизни и совершенствования своего характера требует всего нашего внимания, всей нашей силы воли и энергии... Нет другого вопроса, в котором Учение бахаи было бы более решительным, чем вопрос о необходимости воздерживаться от придирок и злословия, и при этом всегда стремиться обнаруживать и искоренять свои собственные недостатки и преодолевать свои собственные изъяны. »

[10]

№ 312. Злословие — величайший грех

...Ты писал относительно целей. Сколь благословенны сии цели, особенно предотвращение злословия! Я надеюсь, что ты обретёшь неколебимость в сих устремлениях, ибо злословие — худшее человеческое качество и самый большой грех; в особенности же когда оно исходит из уст верующих в Бога. Если бы люди придумали некие средства, что смогли бы навечно закрыть двери злословия, а каждый из верующих в Бога раскрывал свои уста только ради похвалы окружающим, то учение Его Святейшества Бахауллы распространилось бы повсюду, сердца бы наполнились светом, дух был бы восславлен, и человеческий мир достиг бы вечного блаженства. Я надеюсь, что верующие в Бога будут полностью избегать злословия, каждый из них будет сердечно хвалить другого и верить, что злословие возбуждает гнев Божий,— до такой степени, что если человек изречёт хотя бы одно злое слово, он будет обесчещен среди всех людей, ибо самое ненавистное качество человека есть поиск недостатков в окружающих. Надлежит упоминать похвальные качества души, а не её пороки. Друзья должны закрывать глаза на недостатки и ошибки друг друга и говорить только о чужих достоинствах, а не об изъянах».

Рассказывают, что Его Святейшество Христос — да будет жизнь моя принесена в жертву Ему! — как-то раз проходил, в сопровождении Своих апостолов, мимо трупа мёртвого животного. Один из них сказал: «Как сильно сгнило это животное!» Другой воскликнул: «Оно превратилось просто в бесформенную кучу!» Третий закричал: «Какой мерзкий запах! Какой гадкий труп!» Но Его Святейшество Христос сказал: «Посмотрите на его зубы! Какие они белые!» Задумайтесь: Он вообще не смотрел на недостатки этого животного; нет, напротив, Он старательно искал нечто хорошее, пока не обнаружил красивые белые зубы. Он отметил только белизну зубов и не стал обращать никакого внимания на уродство тела, распад органов и отвратительный запах. Таково отношение детей Царствия Небесного. Таково поведение и настрой подлинных бахаи. Я надеюсь, что все верующие достигнут сего высокого положения.[11]

№ 313. Злословие «гасит свет сердца»

…Злословие гасит свет сердца и губит жизнь души.[12]

№ 314. Критиканство — это бедствие

…Злобная критика — действительно беда. Но её корень — неверие в систему Бахауллы, т. е. в Административный Порядок, и отсутствие послушания Ему — ибо Он запретил такое поведение! Если бахаи будут следовать законам бахаи в голосовании, во время выборов, в служении и в соблюдение решений Собрания, все эти силы, растрачиваемые впустую на критику окружающих, смогут быть направлены на сотрудничество и достижение целей Плана…[13]

№ 315. Подавляйте всякую критическую мысль и любое грубое слово

Когда мы видим, в каком состояние находится мир сегодня, мы должны, конечно же, совершенно забыть эти незначительные внутренние разногласия и сплочённо поспешить на помощь человечеству. Вы должны призвать ваших коллег-бахаи принять эту точку зрения и поддержать Вас всеми силами в стремлении подавить любую критическую мысль и любое резкое слово, с тем, чтобы позволить духу Бахауллы наполнить всю общину и объединить её в любви и служении Ему.[14]

№ 316. Немудрые действия или заявления

…Неразумное действие или заявление бахаи в одной стране может привести к серьёзным неудачам для Веры как в этой стране, так и в другом месте,— и даже к смерти единоверцев.[15]

№ 317. Личные разногласия и мелочные предрассудки

Он чувствует, что вы должны сделать всё возможное, чтобы привлечь внимание друзей к этим большим явлениям, к реальным победам, и отвлечь их от личных разногласий и мелких забот. Сейчас, конечно, не время кому бы то ни было думать о себе, или занимать свои мысли размышлениями о слабостях ближнего; напротив, каждый бахаи должен сосредоточиться на задачах, стоящих перед ним, и родиться заново в служении Бахаулле.[16]

№ 318. Как у пахаря, у каждого из нас есть своя область ответственности

…Каждый из нас несёт ответственность только за одну жизнь — за свою собственную. Каждый из нас неизмеримо далеко от того, чтобы быть «совершенным, как Отец наш небесный совершенен», и поэтому задача улучшения собственной жизни и совершенствования своего характера требует всего нашего внимания, всей нашей силы воли и энергии. Если мы позволим нашему вниманию и энергии растрачиваться на усилия по выправлению недостатков окружающих и исправлению их ошибок, мы теряем драгоценное время. Каждый из нас — словно пахарь, которому нужно управлять собственной упряжкой и направлять свой плуг, и чтобы сохранить свою борозду прямой, он должен не отводить взгляда от собственной цели и сосредоточиться только на своей задаче. Если он начинает смотреть по сторонам и выяснять, как там поживают Том и Гарри, и критиковать их вспашку, то его собственная борозда непременно выйдет кривой.[17]

№ 319. Будьте другом всему роду человеческому

Надо видеть в каждом человеке только то, что достойно похвалы. Если поступать так, можно стать другом всему роду человеческому. Если же мы станет смотреть на людей с точки зрения их недостатков, подружиться с ними будет весьма трудной задачей.[18]

№ 320. Бахаи должны выделяться

Я желаю вам обрести отличительную особенность. Бахаи должны отличаться от других представителей человечества. Но это отличие не должно определяться богатством — не богатство должно выделять их среди людей. Я не желаю для вас отличия в финансовом отношении. Отличие, которого я желаю, необычное: не в науках, не в коммерции или на производстве. Я желаю для вас духовного отличия; то есть, вы должны выделяться и заслужить уважение за свои нравственные качества. Вы должны отличаться от всех любовью к Богу. Вы должны отличаться любовью к человечеству; единством и согласием; любовью и справедливостью. Говоря кратко, вы должны стать выдающимися во всех добродетелях человеческого мира,— верности и стойкости; благотворительных делах и служении человечеству; любви к каждому человеку; единстве и согласии со всеми людьми; отсутствии предрассудков и содействии миру во всём мире. Наконец, вы должны отличаться божественной просвещённостью и обретением даров Божиих. Я желаю вам именно такого отличия. Таковы должны быть черты, отличающие вас.[19]

№ 321. Верующим следует опираться на взаимную любовь

Действительно, верующие ещё не до конца научились опираться на любовь друг к другу, которая дала бы им силу и утешение в трудную минуту. Дело Божие наделено огромным могуществом, и причина того, почему верующие не получают от него большего, заключается в том, что они ещё не научились в полной мере использовать эти могучие силы любви, ту мощь и гармонию, что порождаются Верой.[20]

№ 322. Худшие враги Дела Божиего — в самой Вере

Худшие враги Дела находятся в самом Деле и поминают Имя Божие. Мы не должны бояться врагов снаружи, ибо с ними легко справиться. Но с врагами, которые называют себя друзьями, и при этом упорно нарушают все фундаментальные законы любви и единства, трудно иметь дело в сей день, ибо милость Божия по-прежнему велика. Но вскоре эти двери милосердия будут закрыты, и такие враги будут поражены безумием…[21]

Приведённая здесь цитата — ответ на вопрос д-ра Эдварда Гетцингера, мужа Луа Гетцингер (Lua Getsinger). На этой фотографии он крайний справа.

№ 323. Злословие несёт раскол

…Если некая душа плохо отзывается об отсутствующих, единственным результатом, очевидно, будет следующее: он ослабит рвение друзей и, скорее всего, подтолкнёт их к равнодушию. Ибо злословие несёт раскол, и именно в этом главная причина того, что друзья выходят из Веры. Если некто начнёт говорить плохо об отсутствующем, его слушателям надлежит, в духовной и доброжелательной манере, остановить его, и сказать примерно следующее: «Служит ли это умаление достоинства какой-либо полезной цели? Доволен ли будет этим Благословенная Красота, будет ли это способствовать чести друзей, укрепит ли святую веру, поддержит ли Завет или принесёт какую-то пользу чьей-то душе? Нет, никогда! Напротив, в итоге пыль так густо покроет сердца, что уши перестанут слышать и глаза уже не узрят света истины».[22]

№ 324. Когда возникает критика и раздаются жёсткие слова

Когда в общине бахаи возникает критика и звучат резкие слова, остаётся лишь один выход — оставить позади прошлые обиды и убедить всех заинтересованных лиц начать новую страницу в жизни и, ради Бога и Его Веры, воздержаться от упоминания предметов, которые привели к непониманию и дисгармонии. Чем больше друзья препираются друг с другом, чем больше каждая сторона настаивает, что только её точка зрения правильна, тем хуже в целом становится ситуация.[23]

№ 325. Если мы слушаем, то виновны в соучастии

Очевидно, что если мы будем слушать тех, кто жалуется нам на недостатки других, мы становимся соучастниками их злословия. Мы должны, поэтому, по возможности тактично, но твёрдо, сделать всё возможное, чтобы люди не выдвигали обвинения или жалобы против других людей в нашем присутствии.[24]


Ссылки на источники

  1. Бахаулла. «Сокровенные Слова», стр. 10, с арабского, № 27.
  2. Цитируется в журнале «Звезда Запада», т. IV, стр. 192.
  3. Из письма от имени Шоги Эффенди Национальному Духовному Собранию Британских островов, 11 февраля 1925 г.
  4. Из письма от имени Хранителя одному из верующих, 12 мая 1925 г., приводится в компиляции «Прожить жизнь по Вере», стр. 3.
  5. Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 30 июля 1946 г.
  6. В настоящее время апелляции должны обращаться ко Всемирному Дому Справедливости.
  7. Из письма от имени Шоги Эффенди Национальному Духовному Собранию Британских островов, дополнено выписками из постскриптума Хранителя, 11 февраля 1925 г.
  8. Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости, 13 августа 1980 г.
  9. Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 11 января 1950 г.
  10. Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному из верующих, 23 сентября 1975 г.
  11. Абдул-Баха: Скрижаль к доктору М. Г. Скиннеру (M. G. Skinner), 12 августа 1913 г., приводится в журнале «Звезда Запада», том IV, №. 11, стр. 192.
  12. Бахаулла. Китаб-и-Иган, абз. 214.
  13. Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 18 декабря 1949 г., приводится в журнале «Новости бахаи», № 233, стр. 2, июль 1950 г.
  14. Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 16 февраля 1951 г., приводится в компиляции «Прожить жизнь по Вере», стр. 17.
  15. Из письма Всемирного Дома Справедливости одному из верующих, 8 декабря 1967 г., приводится в компиляции «Родник руководства» (Wellspring of Guidance), стр. 131.
  16. Из письма от имени Хранителя к Национальному комитету по обучению Ана (США), 17 июля 1950 г., приводится в журнале «Новости бахаи», октябрь 1970 г., стр. 3.
  17. Из письма от имени Хранителя одному из верующих, 12 мая 1925 г., приводится в компиляции «Прожить жизнь по Вере», стр. 2-3.
  18. Абдул-Баха. «Избранное из Писаний Абдул-Баха», № 144.1.
  19. Абдул-Баха. «Провозглашение всеобщего мира», стр. 190.
  20. Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 8 мая 1942 г., приводится в компиляции «Прожить жизнь по Вере», стр. 8.
  21. Абдул-Баха отвечает на вопросы доктора Э. К. Гетцингера (Е.С. Getsinger) на Святой Земле. Приводится в журнале «Звезда Запада», том 6, № 6, стр. 45.
  22. Абдул-Баха. «Избранное из Писаний Абдул-Баха», № 193.7.
  23. Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 16 февраля 1951 г., приводится в компиляции «Прожить жизнь по Вере», стр. 12.
  24. Из письма от имени Шоги Эффенди Национальному Духовному Собранию Британских островов, 11 февраля 1925 г.