Ашхабадские изгнанники-бахаи в Казахстане

Материал из Бахаи Википедии
Перейти к: навигация, поиск

В 1939 году в Казахстане прибыли ссыльные из ашхабадской общины, осуждённые на изгнание советским правительством. Асаду’лла ‘Али̅за̅д пишет:

Рано утром 30 октября (1939 г.), ещё до завтрака, нам велели покинуть тюремные камеры и выйти на большой тюремный двор вместе с вещами... Нам были назначены следующие места изгнания:
  1. Северный Казахстан,
  2. Павловск,
  3. Кокчетав.

В каждом из этих трёх районов для поселения иранских изгнанников было выбрано несколько центров. Место поселения было назначено каждому из нас заранее... Как только набиралось нужное количество заключённых для одного вагона,... (их) выводили их из тюремных ворот и загоняли в грузовые вагоны, словно овец. Вагоны эти выглядели очень похоже на те, в которых в Иране возят овец. Единственным отличием было то, что овец везут в открытых фургонах день или два, а нас везли в закрытых и запертых вагонах одиннадцать дней...

Наконец, после 11 дней в поезде, 9 ноября мы прибыли на станцию Петухово. Здесь они отцепили несколько вагонов от поезда, который продолжил затем своё путешествие до следующего пункта назначения.

Изгнанные в Северный Казахстан были поделены властями в Ашхабаде на четыре группы и распределены по четырём совхозам (коллективным хозяйствам) в районах Октябрьский, Прясимский и Перстнёвский. На железнодорожной станции в Петухово присутствовал представитель от каждого совхоза, принимавший изгнанников, приписанных к его региону. Я был среди тех, кого приписали к совхозу Октябрьский. Примерно 70-80 бахаи были изгнаны в этот регион.[1]

Асаду’лла ‘Али̅за̅д пробыл в Казахстане шесть с половиной лет, до марта 1946 года:

Когда из иранского посольства в Москве прибыл мой паспорт, я решил уехать в Иран. В Нау-Ру̅з 1946 г. я отправился в Марьевку, райцентр Октябрьского района.[1]

Множество бахаи, однако, решило остаться в Казахстане пионерами. Асаду’лла ‘Али̅за̅д упоминает следующие имена:

Г-н ‘Ази̅зу’лла̅х Сухайли̅, г-да А̄к̣а̅ Ваджи̅х К̣айс̣ари̅ и Муртад̣а, бахаи из среды ‘Али̅йу’лла̅хи̅, живут в Марьевке, районном центре Октябрьского района.

Джина̅б-и А̄к̣а̅ сиййид Рид̣а̅ Армаг̣а̅ни̅ живёт в деревне Боголюбовка и активно обучает Вере.

Г-да сиййид Ах̣мад Таух̣и̅д и ‘Ина̅йату’лла̅х Разза̅к̣и̅ живут в райцентре Присновке; г-да ‘Ат̣а̅’алла̅х Зайнали, Д̣и̅йа̅, сын Г̣ула̅ма-‘Али̅, и Мак̣с̣у̅д Х̣асанов, сын ‘Али̅-Акбара К̣ас̣с̣а̅ба, живут в Петропавловске, столице Северного Казахстана.

Та немногая информация, что имеется у меня насчёт Павлодарска, указывает на то, что ‘Али̅, сын сиййида Ах̣мада Наκми̅, Муни̅р Асбак̣и̅, сын А̄к̣а̅ Асад‘уллы Ах̣мадова, и Ка̅κим Ха̅шими̅, сын А̄к̣а̅ сиййида ‘Али̅ Марви̅, живут именно там.[1]

Ссылки

  1. 1,0 1,1 1,2 Асаду’лла ‘Али̅за̅д. «Годы молчания».